![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Financial Times публикует статью ведущего исследователя лондонского Королевского института международных отношений Чатем-Хаус в которой он пишет, что российский президент Владимир Путин должен начать опасаться, так как граждане России меняют свое отношение к Западу.
Россияне, по ее словам, больше не хотят жить в окруженной врагами крепости и постоянно конфликтовать со странами Запада.
Эксперт ссылается на результаты опроса, проведенного в июне 2017 года "Левада-центром", согласно которому лишь 19% опрошенных поддерживали идею "сдерживания Запада и США". К августу 2018 года 68% россиян хотели сближения с Западом.
Да, это всего лишь два опроса, но они заставляют сомневаться в живучести российской системы персонализированной власти, которая позиционирует себя главным защитником российского государства от "либеральной" цивилизации.
При этом изменения в отношении россиян к Западу проходят на фоне западной политики сдерживания России.
Но несмотря на очередной раунд американских санкций, россияне все теплее относятся к Америке. В мае этого года лишь 20% признавались в теплых чувствах по отношению к США. К июлю, несмотря на напряженность в отношениях между странами, ситуация полностью изменилась и лишь 20% негативно относились к Америке.
Возможно, отчасти играет роль тот момент, что на время чемпионата мира по футболу Кремль приостановил свою антизападную пропаганду. Тем не менее, желание населения улучшить отношения с Западом очевидно уже не первый день.
Это должно беспокоить Кремль, но и страны Запада также должны обращать на это внимание.
Как Запад может сдерживать путинскую клептократию, не отторгая при этом народ России? Что может сделать Запад для того, чтобы простые россияне не заплатили серьезную цену за санкции?
Российская политическая система не в состоянии трансформироваться. Ее механизм выживания построен на поисках внешних врагов, которые якобы подстрекают оппозицию, а поиски этих врагов в свою очередь выдаются как оправдание репрессиям.
Из этого следует, что дружественное расположение к Западу, ставшее официальной линией поведения на время ЧМ, начнет сходить на нет.
Но проблема для Владимира Путина и его режима состоит в том, что общественное мнение решительно изменилось.
Перед Кремлем стоит дилемма. С одной стороны, он должен вновь трубить про "западную угрозу", потому, что у нет другого способа убедить народ в своей легитимности.
Но с другой стороны, тот же Кремль ясно представляет себе последствия дальнейшей конфронтации с Западом для российской экономики, зависящей от западных технологий и финансирования.
Довольно осторожная реакция Путина на новые американские санкции дает основания полагать, что Кремль это понимает.
Для него проблема состоит в том, что любое решение - улучшение отношений с Западом или, наоборот, эскалация конфликта - в конце концов подорвет легитимность системы.
Сближение с Западом лишь подогреет прозападные настроения в обществе, что может привести в возвращению либеральных идей, которые Путин столь эффективно искоренял.
Но ни элита, ни народ России не готовы к новому конфликту.
Старая система уже не работает. Проблема Кремля состоит в том, что у него нет ни малейшей идеи, какой могла бы быть альтернатива.
ОТСЮДА
no subject
Date: 2018-08-30 10:31 am (UTC)no subject
Date: 2018-08-30 12:37 pm (UTC)наРОД просыпается от морока, счас на кухнях другие разговоры
ну и идиоты себе придумали ловушку лучше революции
так что все разрешится естественным образом...
все умрут))
no subject
Date: 2018-08-30 02:04 pm (UTC)Да, быдло внезапно осознало, что его нагло кинули. И это только начало, дальше будет веселее.