![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Рынок БЛА растет ударными темпами, и порой его занимают новые неожиданные игроки. Если не уделять ему должного внимания, то можно просто остаться аутсайдером в передовых военных технологиях.
Но у нас есть ещё один пример страны, которая находится под жёстким политико-экономическим давлением и вынуждена развивать собственную номенклатуру вооружений. Делают это с опорой на советские, российские, американские, китайские образцы, проводят reverse engineering и всё тут же обрабатывают в поле.
Это про Иран.
И это отнюдь не комплиментарное для российской оборонной промышленности сравнение. Потому что если взять тот же сирийский театр военных действий, то про иранские «птички» начали говорить задолго до российских.
Недавно на примере "Талибана" было продемонстрировано как ударные беспилотники способны изменить характер боевых действий или даже поменять ход войны. Если раньше ими обладали только крупные державы, то теперь они все чаще появляются на вооружении даже африканских государств.
Это прекрасно видно на примере конфликта в провинции Тыграй на севере Эфиопии, где уже с первых дней появились слухи об использовании ударных БЛА федеральными войсками. Изначально источники сообщали о применении китайских CH-4 Wing Loong II, затем рассказывали о предстоящей поставке турецких Bayraktar TB2. Но реальность оказалась иной.
В сентябре ресурс Oryx опубликовал статью (https://www.oryxspioenkop.com/2021/08/iranian-mohajer-6-drones-spotted-in.html) с анализом фотографий и спутниковых снимков с эфиопского аэродрома. Исследователи пришли к выводу, что на вооружении страны стоят БЛА Mohajer-6 иранского производства. Хотя авторы отмечают его сравнительно небольшой боевой радиус, они прямо называют аппарат фактором, способным переломить ход войны в Тыграе.

В Эфиопии между Дебре Табор и Гашена была разбита колонна тыграйцев
О чем все это говорит? Наличие ударных БЛА у Эфиопии — очередное свидетельство, что скоро ни один конфликт не будет обходиться без их применения. По объективным причинам: беспилотники обладают определенными преимуществами и выступают отличным дополнением к уже существующим видам вооружений.
Но бросается в глаза происхождение аппаратов: для Тегерана отправка Аддис-Абебе партии Mohajer-6 стала первой экспортной поставкой ударных БЛА. Исламская республика никогда не была в числе ведущих технологических держав и находится под жесткими санкциями, однако ей удалось не только запустить свой аппарат в серию, но и продать его за рубеж.
А если переместиться в Йемен, то на примере сообщений о массированных атаках на объекты в Саудовской Аравии сегодня можно увидеть, до чего дошёл иранский прогресс. Ещё года три-четыре назад подобную атаку сложно было представить.
Об этом говорят. Это снимают.
И никакого удивления уже не вызывает тот факт, что в раздираемой войной Эфиопии проявили интерес к обкатанным в конфликтах иранским БЛА и назвали их фактором, способным переломить ход конфликта.
Напомните: «Орион», «Охотник», «Альтаир» называли так? Нет?
Между тем иранцы ещё 4 года назад привозили свое оружие на Международный аэрокосмический салон в подмосковном Жуковском. Умные бомбы и управляемые ракеты, которых не было тогда в российской армии, как нет и сейчас. Иранцы хотели наладить долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с Россией в деле разработки и производства военной техники. Но у кремлевских собственная гордость, типа, российское оружие — это самые передовые технологии, куда там средневековому Ирану до путинских вундервафель.
Но время рассудило не в пользу России. Непонятно каким образом, но Иран умудрился создать свои беспилотники на уровне мировых образцов, причем даже лучше китайских. Правда из-за существующего эмбарго со стороны США на поставки иранского вооружения покупать их могут только страны, которые сами находятся под американскими санкциями, как Сирия, Эфиопия, Венесуэла и Йемен. Другие просто не рискуют портить отношения с Вашингтоном. Но в любом случае иранские беспилотники продемонстрировали свою эффективность при налете на крупнейший в мире завод первичной переработки нефти в Абкайке на востоке Саудовской Аравии и нефтеперерабатывающий завод на нефтяном месторождении Хурайс 14 сентября 2019 года. Когда знаменитая американская система ПВО "Пэтриот" оказалась бессильной.
А, например, в России до сих пор нет не только ударных беспилотников, но нет даже умных бомб и управляемые ракет. И когда это появится — никому неизвестно, но скорее всего уже не при Путине, который является главным тормозом научно-технического прогресса в России.
Что касается китайских беспилотников, то к ним очень много претензий. в 2020 году в Ливии китайские ударные дроны применялись не в меньших количествах, чем турецкие TB-2 «Байрактар», но слышали ли вы хоть что-нибудь об их успехах?
С большей вероятностью ваш ответ будет строго отрицательным, и это отнюдь не случайность – машины производства КНР показали себя в исключительно негативном свете во всех конфликтах, в которых принимали участие, и, более того, оказались чрезвычайно неэффективными даже в условиях мирного времени.
▪️ Два из трех БПЛА имели неработающее оборудование GPS с начала введения аппаратов в войсковую эксплуатацию;
▪️На постоянной основе имела место быть утечка азота из камер EO/IR, установленных на БПЛА, в результате чего электрооптические/инфракрасные системы были практически бесполезны;
▪️ Серьезные неисправности были обнаружены в высокопроизводительном радаре с синтезированной апертурой (SAR) в течение нескольких часов после ввода дронов в эксплуатацию;
▪️ Еще одна критическая проблема связана с SATCOM (спутниковая связь). Выход из строя антенн спутниковой связи на китайских дронах был зафиксирован еще до начала тестовых полётов;
▪️Один из самых распространённых дефектов топливной системы – отказ топливного насоса (у 60% авиапарка).
Это – типовые проблемы китайских ударных дронов, взятые из официальных отчетов ВВС Пакистана. Уличить пакистанцев во лжи крайне затруднительно, ведь Исламбад – союзник КНР, да и прочие покупатели БПЛА из Китая (Ирак, Эфиопия, Саудовская Аравия) столкнулись абсолютно с теми сложностями в их эксплуатации. Во всех перечисленных странах около 80% поставленных Пекином беспилотников оказались неспособными не то что выполнять боевые задачи, но и даже совершать регулярные вылеты.
Ситуация усугубляется также тем, что КНР отказывается проводить какие-либо постпродажные работы и инженерную поддержку покупателей – что вдвойне абсурдно, Пакистан и Ирак сообщали даже о прямых отказах в закупке запчастей к китайским дронам со стороны Пекина (!).
Помимо прочего, большие вопросы вызывает и высокоточное китайское оружие, которое имело большое количество случаев отказа в боевых условиях.
Стоит отметить и другой важный факт – китайские дроны, вопреки распространенному мнению, не состоят из комплектующих производства КНР. Так, например, недавно были опубликованы фотографии сбитого дрона CH-4B, в обломках которого видны элементы... двигателя австрийской компании Rotax.
Отдельно стоит сказать и об еще одном важном (и очень странном!) нюансе конструкции китайских БПЛА: вопреки всей мировой практике, они делаются из дюралюминия, а не композитов. Это негативно сказывается на их способности оставаться необнаруженными для РЛС – в отличии от композитных дронов, они являются хорошо заметной целью, и понесли существенные потери в конфликтах даже против противника со слаборазвитой ПВО (как это было в Йемене).
На данный момент Китай активно теряет рынок БПЛА – старые клиенты отказываются от его продукции по негативным результатам эксплуатации, а новые не появляются – они ищут проверенное и эффективное оружие, подчас находя его в лице турецкого БПЛА «Байрактар».
Многие страны теперь предпочтут вместо изделий из КНР получить проверенный и хорошо себя зарекомендовавший Bayraktar TB2. Что уже происходит: недавно о желании приобрести турецкие аппараты заявили Ирак и ОАЭ — страны, которые ранее закупали китайские CH-4.
Однако у Китая по-прежнему есть несколько больших козырей, которые способны обеспечить спрос на собственные беспилотники в мире. С одной стороны — экономическое влияние в мире: в Пекине могут просто пролоббировать закупку дронов в государствах Африки, Латинской Америки, юго-восточной Азии и даже СНГ. С другой стороны, в последние годы ВПК страны демонстрирует успехи, а в некоторых областях вовсе вышел в число лидеров. Китайцы могут как доработать уже существующие БЛА, так и оперативно выставить линейку новых моделей.
Например, осенью на авиашоу в Чжухае был представлен аппарат CH-6, который является аналогом американского RQ-4. Со своими производственными возможностями КНР может в будущем «завалить» мировой рынок своей продукцией, когда реактивный беспилотник с суточной продолжительностью полета станет доступен даже Анголе с Парагваем.