rex_net: (Default)
[personal profile] rex_net
Идея министра экономики Максима Орешкина инвестировать деньги из Фонда национального благосостояния в экспортные кредиты лучше, чем уже утвержденное его начальником, первым вице-премьером Антоном Силуановым решение вложить деньги в инфраструктурные проекты в России. Такой вывод сделала группа ученых из ВШЭ в исследовании о перспективах использования средств ФНБ.



Что случилось?

Министр экономики Максим Орешкин предлагал направить излишки ФНБ (формируется из сверхдоходов государства за счет экспорта нефти) на кредиты для покупателей российского экспорта. Первый вице-премьер Силуанов решил, что выгоднее направить их на крупные сырьевые проекты. Но эксперты ВШЭ подсчитали, что метод Орешкина будет почти вдвое выгоднее, хотя и он даст только временный эффект. Вот их выводы:

Если вкладывать в российскую экономику средства ФНБ по 300 млрд рублей в год, она ускорится только в первый год таких вложений. Но это вызовет мультипликативный эффект: частные игроки начнут инвестировать и свои средства тоже. Если представить, что вкладывать они будут столько же, рост ВВП на старте проекта ускорится на 0,38 п.п. А если увеличить сумму инвестиций до 1 трлн рублей — уже на 0,62 п.п. В таком случае при грубом подсчете рост экономики в будущем году мог бы составить 2,6% (базовый прогноз Минэкономразвития — 2%). Правда, Силуанов заявлял, что из ФНБ будет потрачен только 1 трлн рублей за три года.
Вариант Орешкина — за счет средств ФНБ поддержать экспорт. Например, выдать кредиты потребителям российской продукции или построить на эти деньги сервисные центры для ее обслуживания. Если выделить на такие кредиты 1 трлн рублей ($15,2 млрд) в 2020 году, это могло бы увеличить темпы роста в среднем на 1 п.п., пишут эксперты ВШЭ. Этот вариант одобрен не был.
Но в обоих случаях эффект для экономики будет краткосрочным. Поэтому стоило рассмотреть третий сценарий: направить деньги на развитие несырьевого экспорта внутри страны, например, за счет привлечения иностранных инвесторов в Россию. Эксперты ВШЭ предлагают создать гарантийный фонд для таких инвесторов на деньги ФНБ. При таком подходе эффект вложений будет более долгосрочным, считают они.

Деньги

ФНБ — не такой уж большой фонд. Россия занимает 11-е место в мире по объему активов в суверенных фондах (ФНБ и Российском фонде прямых инвестиций, оба фонда подходят под критерии «суверенных»). В этом рейтинге мы чуть выше, чем Австралия, и чуть ниже, чем Казахстан и Южная Корея.

Страны с самыми большими суверенными фондами


Источник: расчеты ВШЭ, SWFI, IMF, Минфин РФ

По соотношению объема суверенных фондов и ВВП Россия находится только на 17-м месте, заметно уступая другим странам СНГ — Азербайджану, Казахстану и Узбекистану. У нас на суверенные фонды приходится меньше 10% ВВП, в Казахстане — около 75%, а в Азербайджане — более 90%. При этом в рейтинге нет стран, где ФНБ составляет больше 100% ВВП, — например, Норвегии (254%) и ОАЭ (167%).

Размер суверенного фонда в процентах ВВП


Источник: расчеты ВШЭ, SWFI, IMF, Минфин РФ

Российский ФНБ – на 15-м месте в мире (сейчас в фонде $122,2 млрд, все активы 82 суверенных фондов – $8 трлн) по объему. Самый большой в мире норвежский суверенный фонд почти в 10 раз больше.
Суверенные фонды разных стран формируются по-разному. Где-то, как в России, за счет сырьевого экспорта. Где-то за счет других источников, например, из средств профицитного бюджета. Соотношение объемов российского ФНБ и ВВП характерно для вторых.

Что дальше?

Чего ждать от инвестиций из ФНБ — неизвестно. Международный валютный фонд (МВФ) рекомендует иметь стратегию и оценку рисков при вложении средств суверенных фондов. Но для ФНБ не разработали (или не опубликовали в публичном доступе) ни того ни другого, отмечают эксперты ВШЭ.

Тратить слишком много опасно. За ограничение трат из ФНБ долго билась глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она опасалась роста инфляционных рисков и чрезмерного укрепления рубля. Ее позиция была учтена: правительство ограничило объемы инвестиций ФНБ триллионом рублей за три года, при условии, что получатель денег добавит как минимум 80% от полной стоимости проекта.

Это правильный подход, считают авторы исследования ВШЭ. Если сохранять средства ФНБ в размере 7% ВВП, а все остальное тратить, это будет равносильно повышению цены отсечения нефти до $55–62 за баррель (сейчас она находится на уровне $40 за баррель).
Чтобы избежать такого эффекта, ограничение на инвестиции из ФНБ надо закрепить законодательно, пишут ученые (пока этого не сделано). А все излишки копить на счетах ЦБ.

ОТСЮДА

Вообще-то Фонд национального благосостояния создавался для поддержания выплаты пенсий в кризисные периоды по примеру фондов Норвегии и других стран. А предлагаемые Орешкиным и Силуановым проекты направлены в первую очередь на распил и откат, но ни коим образом не как инвестиции в прибыльные проекты. Понятно, кредиты не вернут, а вложения в инфраструктурные проекты в России распилят олигархи, дружбаны Путина.

Date: 2019-12-02 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Финансы (https://www.livejournal.com/category/finansy), Экономика (https://www.livejournal.com/category/ekonomika).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2019-12-02 08:57 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да конечно, вкладывать что-либо в Россию бестолку, всё равно она развалится и всё вложенное пропадёт. И пенсий в период развала никто платить не будет конечно, некому будет их платить.

Date: 2019-12-02 09:22 am (UTC)

Profile

rex_net: (Default)
rex_net

June 2025

S M T W T F S
123 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 29th, 2025 11:11 am
Powered by Dreamwidth Studios