rex_net: (Default)
rex_net ([personal profile] rex_net) wrote2022-01-14 04:22 pm

Набиуллина рассказала, как она снизила рост цен своей политикой



Глава Центробанка Эльвира Набиуллина рассказала, что рост цен в России мог быть гораздо выше, если бы она вдвое не подняла ключевую ставку. По ее словам, инфляция могла составить не 8,39%, а 12,39% по итогам 2021 года. При этом «наблюдаемая инфляция» – рост, который видят люди в магазинах, – в декабре достигала 17,6%. Рост цен Набиуллина объяснила «глобальным разворотом» и предупредила – инфляция может ускориться из-за «зеленой» энергетики.

Набиуллина борется с ростом цен, но он может ускориться

«Если бы мы не делали того ужесточения политики, если бы мы оставили (ключевую) ставку как есть, конечно, инфляция была бы выше где-то на 4 процентных пункта. И нам бы пришлось еще больше повышать ставки», – сказала Набиуллина на Гайдаровском форуме (цитата по ТАСС).

В 2021 году Набиуллина повысила ключевую ставку с 4,25% до 8,5% годовых. Несмотря на это, инфляция с 4,9% в 2020 году выросла до 8,39% в 2021-м. А продовольственная инфляция достигла 10,78%. Однако ЦБ с помощью инФОМ проводит опросы «наблюдаемой инфляции» – той, которую ощущают на своих кошельках россияне. В декабре показатель достигал 17,6%, а альтернативный замер инфляции «Ромиром» показал, что в ноябре рост цен за год равнялся 17%.

Действия Набиуллиной, которая считает, что без них официальная инфляция достигла бы 12,39%, не сказались на росте цен и в начале нового года: за первые десять дней они выросли на 0,56%. В годовом выражении это 8,6%. Таким образом, повышение ключевой ставки ЦБ, начатое в первой половине 2021 года, так и не затормозило инфляцию.

Набиуллина объясняет рост цен в России «кардинальным изменением трендов» на глобальном уровне. По ее словам, до недавнего времени «мир привык жить в условиях низкой инфляции», которую обеспечивали глобализация, дешевая рабочая сила в Китае и цепочки поставок. Но сейчас мир переживает «глобальный разворот, эти факторы обращаются даже вспять». Происходит деглобализация, локализация производств, агрессивная стимулирующая бюджетная политика.

Также Набиуллина предупредила, что переход к возобновляемым источникам энергии будет дополнительным фактором высокой инфляции. «Надо не забывать, что сейчас начинает уже действовать мощный долгосрочный структурный проинфляционный фактор, который называется «энергетический переход», «ESG-переход», – сказала Набиуллина. Она отметила, что новые технологии «еще не все доступны», а инвестиции в них дороже, чем в обычную энергетику. «По сути дела, ESG-фактор – это такой длящийся будет шок предложения. Аналогично тому, что было с нефтяными ценами в 1970-х годах», – пояснила Набиуллина.

ОТСЮДА