Entry tags:
Что там у Эрдогана?

В свете последний событий из новостей мировых СМИ почти исчезла информация о "глобальной мировой державе" под руководством Эрдогана. После заявление министра иностранных дел Турции Чавушоглу о принадлежности Крыма Украине на "Крымском форуме", Турция лишилась своего последнего партнера — Россию — и оказалась в почти полной изоляции. Потуги Эрдогана примазаться к Европе и НАТО, а также к арабам и Китаю, выглядят откровенно жалко, особенно на фоне кризиса и внутренних протестов в Турции, где партия Эрдогана проигрывает местные выборы оппозиции.
Откажется ли Турция от «Братьев-мусульман», чтобы наладить отношения с Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией? Политика нулевых друзей.
Отношения между Турцией и арабскими странами испортились во время «арабской весны». Этот раскол был гораздо большим, чем личная вендетта; это была битва идеологий.
Раскол был глубоким и непримиримым: Египет и ОАЭ сблизились с Грецией и Кипром, образовав так называемый греческий альянс, проводя совместные военные учения и расширяя сотрудничество в области энергетики. Израиль также поддерживает отношения как с Грецией, так и с Кипром, а также с арабскими странами.
Растущая изоляция Турции и сокращающаяся экономика заставили ее переосмыслить региональную внешнюю политику.
Анкара обеспокоена греческим альянсом, что Греция будет проводить военные учения с эмиратцами и саудитами, и ей необходимо возродить инвестиции в турецкую экономику из этих стран. Это предыстория того, что происходит сегодня. По сути, Турция хотела бы саботировать греческий альянс и остановить его рост.
Аналитики также видят связь между результатами выборов в США и изменяющейся региональной динамикой <...>
В декабре 2020 года Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Катар подписали соглашение AlUla, которое положило конец арабской блокаде Катара. Это примирение проложило путь к постепенному сближению между арабскими государствами и Турцией: Катар предложил облегчить отношения между двумя сторонами.
А что стоит за соглашением Египта вести диалог с Анкарой?
Каир преследует 2 важные цели: «Египет добивается вывода турецких войск и союзных им иностранных ополченцев из Ливии. Это позволит продолжить политический процесс, который положит конец гражданской войне в стране 10-й давности. Египет требует экстрадиции 15 членов «Братьев-мусульман», разыскиваемых в Египте в связи с терроризмом.
Кнут и пряник
По словам Мадбули, ливийское досье остается ключевым вопросом для Египта. Чавушоглу же защищает военную роль Турции в Ливии.
Также мало сомнений в том, что Турция останется стойким сторонником политических исламских движений в регионе, даже если она тактически приуменьшит свое участие: они частично приглушили некоторые антиегипетские подстрекательства на каналах, закрыли несколько центров БМ. Но тысячи изгнанников из БМ проживают в Турции и осуществляют свою деятельность оттуда. Эта поддержка носит идеологический характер.
Дружественные Турции исламистские партии терпят поражение во всем регионе, отстраняются от власти в Тунисе, проигрывают выборы в Марокко и не могут восстановиться в Египте.
За последние пару лет Анкара постепенно пришла к убеждению, что эта разрозненная оппозиция БМ в изгнании была «проигрышной лошадью, которую больше нельзя использовать для запугивания президента Египта». Турция больше не будет допускать подстрекательских выступлений против Египта, которые могут привести к отъезду некоторых деятелей БМ в другие страны, такие как Катар.
Но до сих пор неясно, насколько далеко Турция зайдет в ослаблении своей поддержки «Братьев-мусульман», она явно заинтересована в увеличении инвестиций Саудовской Аравии и Эмиратов в свою экономику.
Турция заинтересована в налаживании отношений с Израилем в сфере энергетики. Расхождения между Анкарой и Иерусалимом по-прежнему значительны, и еще предстоит увидеть, будут ли текущие геополитические события также включать отношения Турции и Израиля в будущем.
Что дальше?
Если президент Байден после вывода войск из Афганистана надумает вывести войска США из Сирии, он, вероятно, столкнется с небольшой негативной реакцией внутри страны.
Вывести американские войска из Сирии было бы несложно. Мало кто из американцев стал бы возражать. Но для Ирана, России и Асада это был бы бесценный подарок. Но Турции в этом случае ничего хорошего ждать не приходится.
ОТСЮДА