Самый живучий в России алкогольный миф - это то, что Менделеев-де изобрел водку

Самый живучий в России алкогольный миф - это то, что Менделеев-де изобрел водку. Ну а точнее - ее 40% состав как, якобы, идеальный для смешения спирта и воды, самый лучший, самый-самый. Под это проводятся самые разные утверждения, доказательства и домыслы, однако увы, правда оказалась куда скучнее.
Менделеев вообще предпочитал всем алкогольным напиткам пиво. Спирт же его интересовал с крайне практической точки зрения. Например, он выяснил, что при смешении спирта и воды в определенной пропорции итоговый объем превышает объем изначальных жидкостей. Правда, пить 52% водку вряд ли бы стал даже закоренелый алкоголик, ну да ладно.
Как же в России появился знаменитый стандарт в 40 градусов? О, тут все было очень просто. Начнем с того, что производство "государева вина", которое потом и стало в народе называться водкой (а вообще водок наберется на целый алфавит, от А-анисовой до Я-яблочной), в 1817 году стало подчиняться определенному стандарту. Стандарт этот был не рецептурный, не вкусовой и даже не внешний. Качество государственной водки в России определялось банальным методом выжигания. Бралось 2 меры продукта, выливалось и поджигалось. Того, что в итоге оставалось, должно было остаться ровно 1 мера (плюс-минус миллилитры, но тут уже вряд ли кто-то бы стал сильно придираться). Именно этому методу тестирования "государево вино" обязано своим вторым названием - "полугар".
Подобный метод тестирования все же, уж простите, позволяет говорить хоть о каком-то качестве продукта, который по своему характеру был ближе к виски, чем к тому, что мы сейчас понимаем под водкой. В основном благодаря тому, что производился методом ректификации (то есть перегонки и возгонки), а не смешением двух дистиллятов, а потому примерная крепость его составляла 38,5 процентов. Плюс-минус процент. И да, "полугар" был брендом. Иногда его еще называли "столовым вином" (sic!) и если порыться в этих ваших интернетах, то можно найти плакаты эпохи Витте, которые призывали покупателей обязательно покупать его к столу.
В общем-то, проблема была одна. Вокруг всеобщая стандартизация, метры, граммы, ньютоны и прочая таблица СИ, в которые на глазок плюс-минус проценты ну никак не вписываются. Соответственно, встал вопрос о выборе твердых и надежных цифр, на которые потом проверочные комиссии будут опираться в своих исследованиях. Другое дело, что всему знатно помешала Первая Мировая (она же Великая, она же Империалистическая - выбирайте на свой изысканный вкус) война. Император Николай II, не очень подумав, вводит мораторий на употребление всего, что приводит к расцвету самогоноварения. Мораторий продержится 10 лет, аж до 1924 года, когда большевики сложили 2 (объемы зерна для перегонки спирта в заводских условиях - а можно и не зерна) и 2 (объемы зерна, уходящие на самогон) и решили, что в текущих условиях бухать заводскую водку тупо дешевле. И появилась знаменитая 30-градусная "рыковка".
Народ нововведение не оценил совсем. Водка расходилась отвратительно, самогоноварение не уменьшилось. Психанув, большевики с 1925 года стали гнать 38-градусный состав, уже куда более привычный дореволюционному населению. Одна проблема - 38% и 62% цифры фигово сочетаемые на глазок, особенно когда приходится высчитывать объемы того и другого, необходимые в масштабах страны. В Госплане тоже не самые большие гении сидят. Поэтому было принято волевое решение сдуть пыль и посмотреть, что там при "кровавом режиме царизма" было придумано по этому поводу. Ах 40? Прекрасно и удобно. Мешаем!
И в августе 1925 года столь привычный советскому и пост-советскому населению продукт появился на прилавках полупустых магазинов. Ура, товарищи!
P.S. И да, в Зимнем огромные запасы спирта оказались не потому, что Керенский бухал, а потому что в одном из его крыльев находился госпиталь. Николай II, конечно, в чем-то был дурак дураком, но для своих солдат действительно не жалел ничего из того, что мог дать.
Источник
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Весь мир убедился в том, что США прибегают к силе оружия не для того, чтобы порабощать свободные народы, но, напротив, освобождать порабощенные народы. И когда они ведут войну с диктаторами, то она оканчивается победой для США и свободой для народов.
no subject
Бу-га-га.
no subject